СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА К КАЧЕСТВУ
ОБРАЗОВАНИЯ
Ляпина А.П.,
учитель украинского
языка и литературы.
Горловская ОШ
І – ІІ ступеней №62,
г. Горловка, ДНР.
Аннотация. Статья
решает актуальную задачу обоснования содержания и специфики проблемы качества
образования на
современном этапе развития. Рассмотрено содержание и смысловое употребление
понятий «качество образования», «социализация», «массовость образования». Выделены основные факторы,
влияющие на требования к качеству образования в современном обществе. Определены
условия, влияющие на качественное образование.
Ключевые
слова: качество
образования,
социализация, компетенции, универсальные
учебные действия (УУД), уровень воспитанности школьника, развитость
личности, обученность, информатизация.
Современное общество заинтересовано в повышении качества
образования и поэтому предъявляет
все более высокие требования к качеству образования, даваемого школой. Исходя
из этого, в документах об образовании заложены
требования обеспечить многообразие типов и видов образовательных учреждений и
вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию
образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; разностороннее и
своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей,
формирование навыков самообразования, самореализацию личности; непрерывность
образования в течение всей жизни человека; преемственность уровней и ступеней
образования; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов,
способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях
информатизации общества и развития новых технологий. Эффективное решение
проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии
программно - целевого управления её развитием, которое позволяет рассматривать
школу как систему, обеспечивающую высокое качество образования.
Какие же основные требования к качеству
образования с учётом требований ГОС и программы управления качеством
образования
1.
Формирование ценностных ориентаций личности обучающихся.
2.
Универсальные учебные действия (УУД: саморазвития,
самосовершенствования, личностные, познавательные, регулятивные,
коммуникативные, информационные).
3.
Формирование уважения к национальным ценностям.
4.
Диагностика ассоциативного воздействия, развития познавательных интересов (проектные
технологии).
5.
Изучение
образовательных потребностей социума
6.
Повышение
педагогической компетентности
В
последнее время в нашем обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества
школьного образования и управления им. Качество начинается с представлений о
нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт,
представления о качестве у участников образовательного процесса различны.
Одни
сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе
качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".
Другие
под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и
всего воспитания.
Третьи
- степень развития личности.
Четвертые
- количество выпускников, поступивших в ВУЗы.
Пятые
- готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите
Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования,
заботе о своем здоровье.
Сегодня
под качеством образования сегодня понимают осознанное
овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным
опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное
содержание образования для решения практических задач[4].
Есть и формальные
признаки - например, участие в олимпиадах или уровень отметок ГИА. Но вообще
судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.
Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и
образование было “качественным".
Под качеством
образования в Концепции региональной системы оценки качества
образования понимается степень соответствия реальных достигаемых
образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным
ожиданиям.
В
чем же новизна постановки проблемы качества образования?
Главное
отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том,
что понятие "образование" рассматривается как неравнозначное
обучению, где последнее - только часть образования и не единственная и не
доминирующая его часть.
И
сколько бы сил ни отдавали учителя достижению знаний, умений и навыков, простые
знания, умения и навыки, если можно так выразиться, не складываются в
нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом
эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.
Даже
самые хорошие знания, умения и навыки, не рождают высокообразованных,
интеллигентных, просвещенных, совестливых людей.
В
стране нарушена шкала нравственных ценностей, а без них нет и не может быть ни
порядочных людей, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не
может быть нормального уровня жизни общества.
Так будет
до тех пор, пока мы не осознаем, что образование - это не только и не столько
обучение знаниям, умениям и навыкам, а, прежде всего, и в первую очередь
воспитание и развитие личности, ее
социализация. Дети, не получившие качественного образования, не
социализированы, уйдут в асоциальные слои [6].
Социализация
должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат
деятельности педагога и ученика.
Компетенции - это общие
способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые
приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют
социальную мобильность человека.
Когда
человек не обладает многими компетенциями возникает социальная инвалидность, человеку трудно жить.
Перечень
компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком
качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен, но есть и некоторые
общие стороны и можно выделить так называемые универсальные компетенции:
·
информационная - умение искать, анализировать, приобретать информацию для
решения проблем;
·
коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими
людьми;
·
самоорганизационная
- умение
ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью
использовать личностные ресурсы;
·
самообразовательная - готовность конструировать и осуществлять
собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая
успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи.
Если
у человека нет цели, то он становится средством для достижения целей других
людей.
Принципиально
новым является и само толкование понятия "качество
образования" как соотношение цели и результата, как
мера достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне
ближайшего развития ребенка. В этом случае мы оцениваем качество, сравнивая
результаты с максимальными возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя
признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь
гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя
признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка.
Только
исходя из нового определения качества образования - образование признается
качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного
для него (в зоне своего ближайшего развития), что кардинально меняет всю
систему оценивания качества работы школ: появляется реальная возможность
высокой оценки не только лицеев, гимназий и школ с высокими процентами
обучающихся без троек, но и школ, где хорошо учат детей с ограниченными
возможностями, школ с классами коррекционно-развивающего обучения и т.п., чего
никогда не было раньше.
При
современной трактовке качества образования определяется уровень
воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно,
либо входит в показатель "степень развитости личности". Это
восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное
значение для развития общества.
Возникла
возможность различения показателей качества образования на разных уровнях
управления: школьном, муниципальном, региональном.
Важнейшим механизмом управления качеством образования,
предоставляющим регулярную информацию о состоянии образования и позволяющим
своевременно влиять на результаты через коррекцию образовательного процесса и
условий его реализации, является мониторинг качества образования как целенаправленное, специально организованное,
непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в
целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции
образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа
собранной информации и педагогического прогноза.
Педагогический мониторинг - важнейшее условие эффективного
управления общеобразовательным учреждением, сориентированным на предоставление
нового качества образования [2].
Какие же новые требования к результатам образования и
к образовательному процессу?
Важнейшим
требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые
до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к
переобучению.
Другим
новым требованием является акцент на необходимость образования в течение всей
жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую
часть набора новых образовательных услуг формирует уже не педагог/государство
по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для
себя самого.
Содержание
образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых
специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных
компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.
В
системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является
самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к
учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Таким
образом, построение современной системы управления качеством образования
неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и
образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности
должны занять ключевые компетенции.
Социализация
должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности
педагога и ученика[5].
Одной из целей современного образовательного пространства
является также его информатизация. Главная
цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его
качества и эффективности.
Применение информационных технологий в преподавании на данном
этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать
процесс обучения; повышают интерес, как к урокам, так и к надпредметным
занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Образованные,
грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в XXI веке.
Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому,
более конкурентоспособному специалисту.
Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную.
Подводя выводы по работе, хотелось бы отметить что процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнего образования зависит, каким будет человек завтра.
Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную.
Подводя выводы по работе, хотелось бы отметить что процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнего образования зависит, каким будет человек завтра.
Литература
1.
Аминов
Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.80 с.
2.
Беспалько В.П. Мониторинг
качества обучения - средство управления образованием. // Мир образования - 1996
- №2 - с. 31 - 36.
3.
Болотов В. А. Оценка
качества образования. Ретроспективы и перспективы. // Управление школой - 2012
- № 5 - с. 9 - 11.
4.
Большой
энциклопедический словарь. М., 1997. 1434 с.
5.
Митина
Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. 160 с.
6.
Осипов А.М., Тумалев
В.В. Социология образования. Учебное пособие // Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
320 с.
7.
Редлих
С.М. Адаптация начинающих педагогов // Профессиональные проблемы образования:
концепции и подходы. Сб. научных трудов ИОСО РАО. Новокузнецк, 1998. С. 88-102.
8.
Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен
// Педагогическое образование и наука - 2009 - №1 - с.4 - 11.
9.
Шишов
С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. 352с.
10.
Щипачева Н.В.. Качество образования в
системе высшей школы. Социологический аспект. Автореф. дис. канд. социол. наук:
22.00.06. Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург,
2005. – 16 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий