воскресенье, 26 ноября 2017 г.

Научно-практическая конференция

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

Ляпина А.П.,
учитель украинского
языка и литературы.
 Горловская ОШ
І – ІІ ступеней №62,
 г. Горловка, ДНР.

Аннотация. Статья решает актуальную задачу обоснования содержания и специфики проблемы качества образования на современном этапе развития. Рассмотрено содержание и смысловое употребление понятий «качество образования», «социализация», «массовость образования». Выделены основные факторы, влияющие на требования к качеству образования в современном обществе. Определены условия, влияющие на качественное образование. 
Ключевые слова: качество образования, социализация, компетенции, универсальные учебные действия  (УУД), уровень воспитанности школьника, развитость личности, обученность,  информатизация.
Современное общество заинтересовано в повышении качества образования и поэтому предъявляет все более высокие требования к качеству образования, даваемого школой. Исходя из этого, в документах об образовании заложены требования обеспечить многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; непрерывность образования в течение всей жизни человека; преемственность уровней и ступеней образования; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно - целевого управления её развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокое качество образования.
 Какие же основные требования к качеству образования с учётом требований ГОС и программы управления качеством образования

1.             Формирование ценностных ориентаций личности обучающихся.
2.             Универсальные учебные действия (УУД: саморазвития, самосовершенствования, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные).
3.             Формирование уважения к национальным ценностям.
4.             Диагностика ассоциативного воздействия,  развития познавательных интересов (проектные технологии).
5.             Изучение образовательных потребностей социума
6.             Повышение педагогической компетентности
В последнее время в нашем обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества школьного образования и управления им. Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.
Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".
Другие под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и всего воспитания.
Третьи - степень развития личности.
Четвертые - количество выпускников, поступивших в ВУЗы.
Пятые - готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач[4].
 Есть и формальные признаки - например, участие в олимпиадах или уровень отметок ГИА. Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам. Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было “качественным".
Под качеством образования в Концепции региональной системы оценки качества образования понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
В чем же новизна постановки проблемы качества образования?
Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие "образование" рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее - только часть образования и не единственная и не доминирующая его часть.
И сколько бы сил ни отдавали учителя достижению знаний, умений и навыков, простые знания, умения и навыки, если можно так выразиться, не складываются в нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.
Даже самые хорошие знания, умения и навыки, не рождают высокообразованных, интеллигентных, просвещенных, совестливых людей.
В стране нарушена шкала нравственных ценностей, а без них нет и не может быть ни порядочных людей, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.
Так будет до тех пор, пока мы не осознаем, что образование - это не только и не столько обучение знаниям, умениям и навыкам, а, прежде всего, и в первую очередь воспитание и развитие личности, ее социализация. Дети, не получившие качественного образования, не социализированы, уйдут в асоциальные слои [6].
Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.
Компетенции - это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют социальную мобильность человека.
Когда человек не обладает многими компетенциями возникает социальная инвалидность, человеку трудно жить.
Перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен, но есть и некоторые общие стороны и можно выделить так называемые универсальные компетенции:
·                    информационная - умение искать, анализировать, приобретать информацию для решения проблем;
·                    коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
·                    самоорганизационная - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы;
·                    самообразовательная - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи. 
Если у человека нет цели, то он становится средством для достижения целей других людей.
Принципиально новым является и само толкование понятия "качество образования" как соотношение цели и результата, как мера достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае мы оцениваем качество, сравнивая результаты с максимальными возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка.
Только исходя из нового определения качества образования - образование признается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (в зоне своего ближайшего развития), что кардинально меняет всю систему оценивания качества работы школ: появляется реальная возможность высокой оценки не только лицеев, гимназий и школ с высокими процентами обучающихся без троек, но и школ, где хорошо учат детей с ограниченными возможностями, школ с классами коррекционно-развивающего обучения и т.п., чего никогда не было раньше.
При современной трактовке качества образования определяется уровень воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно, либо входит в показатель "степень развитости личности". Это восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.
Возникла возможность различения показателей качества образования на разных уровнях управления: школьном, муниципальном, региональном.
Важнейшим механизмом управления качеством образования, предоставляющим регулярную информацию о состоянии образования и позволяющим своевременно влиять на результаты через коррекцию образовательного процесса и условий его реализации, является мониторинг качества образования как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
Педагогический мониторинг - важнейшее условие эффективного управления общеобразовательным учреждением, сориентированным на предоставление нового качества образования [2].
Какие же новые требования к результатам образования и к образовательному процессу?
Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.
Другим новым требованием является акцент на необходимость образования в течение всей жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора новых образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.
Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.
В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции.
Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика[5].
Одной из целей современного образовательного пространства является также его информатизация. Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности.
Применение информационных технологий в преподавании на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес, как к урокам, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
  Образованные, грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. Тому, кто не развивается, не идет вперед, придется уступить свое место другому, более конкурентоспособному специалисту.
Образование  выступает историко-культурным феноменом менталитета  общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом знаний, умений.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни  общества - экономическую,  социальную, политическую, духовную. 
Подводя выводы по работе, хотелось бы отметить что процесс образования взаимодействует с другими социальными  процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Все проблемы общества, как в зеркале, отражаются в системе образования. От сегодняшнего образования зависит, каким будет человек завтра. 
Литература
1.                 Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.80 с.
2.                 Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. // Мир образования - 1996 - №2 - с. 31 - 36.
3.                 Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы. // Управление школой - 2012 - № 5 - с. 9 - 11.
4.                 Большой энциклопедический словарь. М., 1997. 1434 с.
5.                 Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996. 160 с.
6.                 Осипов А.М., Тумалев В.В. Социология образования. Учебное пособие // Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 320 с.
7.                 Редлих С.М. Адаптация начинающих педагогов // Профессиональные проблемы образования: концепции и подходы. Сб. научных трудов ИОСО РАО. Новокузнецк, 1998. С. 88-102.
8.                  Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука - 2009 - №1 - с.4 - 11.
9.                 Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. 352с.

10.            Щипачева Н.В.. Качество образования в системе высшей школы. Социологический аспект. Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург, 2005. – 16 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий